Июньская полынь (2025)


«Слишком маленькие, чтобы стать солдатами, но вынуждены стать героями»
Режиссер: Юлия Бочарова
Жанр: документальный, художественный
Сценарий: Юлия Бочарова
Это пронзительная история о силе духа и детском мужестве военного времени, которая не только рассказывает о прошлом, но и предоставляет уникальную возможность услышать из уст очевидца историю войны 1945 года, взглянув на нее глазами маленького героя.

"Июньская полынь" – фильм, который важно увидеть каждому!
Продюсер: Илья Аксенов, Юлия Бочарова
Билеты уже в продаже:
«Июньская полынь» пронзительная и глубоко трогательная картина, где в центре сюжета – личная история ветерана Виктора Георгиевича Гладышева, ребенка войны, чьи воспоминания легли в основу фильма. Он, будучи совсем юным, пережил ужасные события в немецком тылу. Семья Гладышевых действительно прошла через страшные испытания тех лет: оккупацию, плен, голод, но прошла, не потеряв чести и достоинства.
"Он, будучи совсем юным, пережил ужасные события в немецком тылу."
ладышев по сей день ездит по школам и рассказывает детям всю правду о событиях того времени."
Центральной фигурой фильма становится Виктор Георгиевич Гладышев, чье детство было безжалостно прервано войной в восьмилетнем возрасте. Его воспоминания, рассказанные с детской непосредственностью современной девочке Варе, создают мощный эмоциональный мост между поколениями. Этот прием позволяет зрителю, как взрослому, так и юному, проникнуться уникальной историей.
Чудом ему удалось выжить, и он дал себе слово, что после войны будет рассказывать людям о войне и Победе. Слово свое ветеран сдержал: Гладышев по сей день ездит по школам и рассказывает детям всю правду о событиях того времени.

География съемок: Москва, Калининград, Боровск, Медынь, Переславль-Залесский
Основных героев-рассказчиков в фильме трое: сам Виктор Гладышев, восьмилетняя девочка Варя, героиня, которая символизирует собой современное поколение и известный журналист, писатель Наталья Евгеньевна Сухинина, создавшая документальную повесть о Викторе Гладышеве «Прощание славянки», которая разошлась огромным тиражом по всей стране.
Рецензии
Подлинное свидетельство очевидца ВОВ выходит в прокат.

Художественные фильмы о Великой Отечественной войне – дело очень важное. И чтобы отдать должное героям и сохранить в памяти их подвиг, и чтобы показать его новым поколениям зрителей. Но даже лучшие из них не дают полного представления о том, как там было на самом деле. В документальном же кино личное восприятие происходящего зачастую теряется в попытках угнаться за объективностью. Тем ценнее для нас свидетельства непосредственных очевидцев, которых, к сожалению, с каждым годом все меньше.
«Июньская полынь» режиссера Юлии Бочаровой – не художественный фильм, но и не совсем в общепринятом смысле документалистика. Это именно свидетельство очевидца. Подлинное. Правдивое. Зовут его Виктор Гладышев. К началу войны он был ребенком. Слишком маленьким, чтобы вступить в ряды армии, но уже достаточно взрослым и сознательным, чтобы хорошо запомнить все, что ему довелось пережить. А это совершенно чудовищные вещи.
И вот спустя много десятков лет Виктор Георгиевич встретил на одной передаче, посвященной Дню Победы, Юлию – на тот момент телевизионного продюсера. Она сразу решила, что из услышанной истории нужно сделать большое кино.

Виктор Георгиевич сидит перед камерой и рассказывает о своей семье, об отце. О том, как отец ушел на фронт, как пришли немцы. О том, как попал в плен – о голоде, холоде и не укладывающейся в голове и не поддающейся осмыслению жестокости захватчиков. Голос периодически дрожит, по лицу текут слезы. Но он рассказывает, потому что это нужно рассказывать. Нужно, чтобы люди это услышали. Чтобы знали из первых уст.
Всего для фильма было записано в общей сложности девять часов материала. Сама картина длится чуть менее полутора часов. Помимо самого Виктора Гладышева и его воспоминаний, там есть сцены, визуализирующие эти воспоминания достаточно точно, а главное – правдиво. Благодаря и операторской работе, и бессловесной, но естественной подаче непрофессиональных в основном актеров. Без лишнего натурализма – и так кровь стынет в жилах. Визуальный ряд тем самым не перетягивает на себя внимание, но дополняет повествование главного героя.
Рассказ, в свою очередь, кажется неровным, сбивчивым, а потому – искренним, не постановочным. Перескакивает с темы на тему, с события на событие, из одного временного отрезка в другой и обратно.

То вдруг в него врывается Януш Корчак (настоящее имя – Генрик Гольдшмидт, выдающийся писатель, педагог, врач, который всю жизнь посвятил детям-сиротам и вместе со своими воспитанниками отправился в лагерь смерти Треблинка, хотя нацисты ему предложили свободу, – КР), то маленькая девочка, олицетворяющая будущее, произносит воодушевляющую речь, то писательница Наталья Сухинина (которая и написала про Виктора Гладышева книгу) комментирует происходящее. Благодаря этому ходу «Июньская полынь» и воспринимается не как постановочный фильм, а как живой разговор по волнам памяти.
И в первую очередь – как та самая правда, которую в обычных фильмах не всегда сыщешь. Где-то, может быть, она изложена нескладно, не по законам драматургии. Да и вообще ни по каким законам. Но зато пробирает до костей. Правда, как ей и положено, горькая. И, как положено, отрезвляющая.